Цели и задачи урока:
Раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины уникальности. Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал. Рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения.
Оборудование:
Физическая карта России, физическая карта горы юга Сибири, картины озера Байкал, презентация.
Ход урока:
Организационный момент. На доске – слова Л.С. Берга: « Чудо природы во всех отношениях».
Форма проведения урока – игра «Путешествие по Байкалу».
Изучение новой темы:
План изучения озера на доске:
Географическое положение озера.
История открытия.
Геологическая история происхождения (образования) котловины озера и характер его берегов.
Климат России.
Уникальность воды озера.
Органический мир озера.
Экологические проблемы Байкала.
Класс делится на группы специалистов, целью работы которых является изучение природы Байкала и его проблем.
Геологи и геоморфологи.
Гидрологи (лимнологи).
Историки.
Зоологи.
Экологи.
Климатологи.
Группы специалистов получают карточки – инструкции или программы изучения своей проблемы и работают с материалами учебника, источниками дополнительной информации, картами в течение 10 – 15 минут, и с отчётом выступает от группы либо делегат, либо вся группа.
Карточка – геологам:
определите возраст котловины озера Байкал.
Какие очертания имеет озеро, почему?
Почему озеро является самым глубоким в мире?
Каков характер берегов озера?
Какими породами сложены берега?
Какие острова находятся в озере?
Карточка – гидрологам (лимнологам):
В чём уникальность воды Байкал?
Прозрачность воды.
Химический состав воды.
Реки, впадающие в озеро.
Реки, вытекающие из озера.
Ледовый режим, температура воды.
Движение воды.
Карточка – историкам:
Как называют Байкал буряты – коренное население побережья озера?
Когда впервые на берегах озера появились русские?
Что такое «Житие протопопа Аввакума»?
Какое отношение к озеру имеет Курбат Иванов?
Кто из учёных занимался изучением Байкала?
Какой статус имеет озеро Байкал в настоящее время?
Карточка – зоологам и ботаникам:
В чём уникальность фауны озера Байкал?
Какую роль играет планктон озера?
Чем уникальна рыбка голомянка?
Назовите представителей фауны озера?
Что такое эндемики? Назовите эндемиков Байкала.
Каков тип растительности Прибайкалья?
Карточка – экологам:
В чём значение озера Байкал для человека и для природы?
Какие экологические проблемы возникли и требуют срочного решения?
В чём причины изменения природы озера Байкал?
Каковы пути решения проблем Байкала?
Карточка – климатологам:
Каков климат Прибайкалья? Назовите климатический пояс, тип климата, средние температуры воздуха зимой и летом.
Какие местные ветры возникают на озере? В чём их различие (баргузин, верховик, сарма, култук)?
К карточкам предлагается как источники информации: учебник (Б:пар.39), хрестоматии, справочники, карты и другая имеющаяся информация.
На обсуждение группам дается 10 – 15 минут. Главный консультант или бригадир в течение этого времени распределяет вопросы между членами группы и координирует работу группы. Через 8 – 10 минут внутри групп начинается работа по подведению итогов изучения заданий, т.е. готовится отчёт по изученным вопросам.
Далее предоставляется слово группам специалистам. Остальные учащиеся слушают и кратко конспектируют.
Итоги урока.
После заслушивания отчетов в тетрадях у учащихся должна быть краткая запись (план – конспект).
Термины записаны в тетради на доске: тектонический разлом – грабен, Баргузин, сарма, эндемики, голомянка, омуль, Ангара, Ольхон, нерпа, веленга.
Домашнее задание
Параграф 39, составить 5 вопросов, которые бы начинались со слова «Почему…?»