Урок Байкал

СОЦИАЛЬНО-АКТИВНАЯ ШКОЛА (САШ)

                                              

Урок по географии "Байкал"

 

Цели и задачи урока:

Раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины уникальности. Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал. Рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения.

Оборудование:

Физическая карта России, физическая карта горы юга Сибири, картины озера Байкал, презентация.

                                                 Ход урока:

Организационный момент. На доске – слова Л.С. Берга: « Чудо природы во всех отношениях». 

                 Форма  проведения урока – игра «Путешествие по Байкалу».

Изучение новой темы:

План изучения озера на доске:

Географическое положение озера.

История открытия.

Геологическая история происхождения (образования) котловины озера и характер его берегов.

Климат России.

Уникальность воды озера.

Органический мир озера.

Экологические проблемы Байкала.

Класс делится на группы специалистов, целью работы которых является изучение природы Байкала и его проблем.

 Геологи и геоморфологи.

Гидрологи (лимнологи).

Историки.

Зоологи.

Экологи.

Климатологи.

Группы специалистов получают карточки – инструкции или программы изучения своей проблемы и работают с материалами учебника, источниками дополнительной информации, картами в течение 10 – 15 минут, и с отчётом выступает от группы либо делегат, либо вся группа.

 

Карточка – геологам:

определите возраст котловины озера Байкал.

Какие очертания имеет озеро, почему?

Почему озеро является самым глубоким в мире?

Каков характер берегов озера?

Какими породами сложены берега?

Какие острова находятся в озере?

Карточка – гидрологам (лимнологам):

В чём уникальность воды Байкал?

Прозрачность воды.

Химический состав воды.

Реки, впадающие в озеро.

Реки, вытекающие из озера.

Ледовый режим, температура воды.

Движение воды.

Карточка – историкам:

Как называют Байкал буряты – коренное население побережья озера?

Когда впервые на берегах озера появились русские?

Что такое «Житие протопопа Аввакума»?

Какое отношение к озеру имеет Курбат Иванов?

Кто из учёных занимался изучением Байкала?

Какой статус имеет озеро Байкал в настоящее время?

Карточка – зоологам и ботаникам:

В чём уникальность фауны озера Байкал?

Какую роль играет планктон озера?

Чем уникальна рыбка голомянка?

Назовите представителей фауны озера?

Что такое эндемики? Назовите эндемиков Байкала.

Каков тип растительности Прибайкалья?

Карточка – экологам:

В чём значение озера Байкал для человека и для природы?

Какие экологические проблемы возникли и требуют срочного решения?

В чём причины изменения природы озера Байкал?

Каковы пути решения проблем Байкала?

Карточка – климатологам:

Каков климат Прибайкалья? Назовите климатический пояс, тип климата, средние температуры воздуха зимой и летом.

Какие местные ветры возникают на озере? В чём их различие (баргузин, верховик, сарма, култук)?

К карточкам предлагается как источники информации: учебник (Б:пар.39), хрестоматии, справочники, карты и другая имеющаяся  информация.

На обсуждение группам дается 10 – 15 минут. Главный консультант или бригадир в течение этого времени распределяет вопросы между членами группы и координирует работу группы. Через 8 – 10 минут внутри групп начинается работа по подведению итогов изучения заданий, т.е. готовится отчёт по изученным вопросам.

Далее предоставляется слово группам специалистам. Остальные учащиеся слушают и кратко конспектируют.

Итоги урока.

После заслушивания отчетов в тетрадях у учащихся должна быть краткая запись (план – конспект).

Термины записаны в тетради на доске: тектонический разлом – грабен, Баргузин, сарма, эндемики, голомянка, омуль, Ангара, Ольхон, нерпа, веленга.

                 Домашнее задание

           Параграф 39, составить 5 вопросов, которые бы начинались со слова «Почему…?»