"Алгоритм как средство повышения грамотности"
Ни для кого не секрет, что грамотность наших учащихся оставляет желать лучшего. Вырастают дети – растёт и количество ошибок в их работах, а отметка «5» по русскому языку становится величайшей редкостью. Конечно, не один учитель задумывался о причинах этого бедствия, каждый по-своему борется с ним, и каждый, конечно, имеет свои находки и открытия.
В конце 80-х годов все «переболели» опорными конспектами Шаталова – Меженко. Но ощутимых результатов в повышении грамотности учащихся их применение не даёт, поскольку с помощью ОК правила дети запоминают легко, а вот применять их на практике не могут.
Существует великое множество таблиц – сводных правил, справочных материалов, всевозможных «подсказок», различных пособий по русскому языку. Но как ученику сориентироваться в них? Как научить каждого школьника безошибочно применять правила русского языка? В последние годы в практику работы учителя прочно входят алгоритмы. Как правило, в 5-й класс приходят ученики с разным уровнем подготовки по всем предметам, и в частности, по русскому языку. Моя задача – подтянуть отстающих и дать импульс для повышения уровня грамотности тем учащимся, кто видит себя в будущем человеком высокого социального статуса. Существенно повысить уровень грамотности ребят, стремящихся к этому, помогают алгоритмы.
Что же такое алгоритм? В Советском Энциклопедическом Словаре читаем: «Алгоритм – способ (программа) решения вычислительных и других задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными». Говоря проще, алгоритм на уроке русского языка – это способ действия (развёрнутое предписание, схема), указывающий, что и в какой последовательности следует выполнить ученику, чтобы применить то или иное правило. Например, часто сталкиваешься с неумением учеников определять склонение существительного и спряжение глагола. Очень хорошо выручают алгоритмы.
Есть совсем простенькие алгоритмы, включающие в себя 1 – 2 шага, но и они дисциплинируют работу мысли ученика. Например, многие школьники не сразу усваивают, как определить, сложное или простое предложение им дано. Помогает алгоритм
Есть алгоритмы в кторых содержится по 3 – 4 «шага», позволяющих добраться до решения данной задачи. Кому-то, возможно, это покажется слишком громоздким, но результат применения таких алгоритмов превосходит все ожидания: ошибки практически полностью исчезают.
Как вводить алгоритм на уроке? Конечно, после знакомства с правилом. Первый способ: дать готовый алгоритм целиком. Второй способ: постепенно, шаг за шагом. Третий способ: путём наводящих вопросов вывести учеников на составление алгоритма. Я предпочитаю последний, поскольку он позволяет развивать логическое мышление, заставляет ученика думать, а не получать готовый продукт деятельности учителя.
После введения алгоритма необходимо закрепление на многократном повторении действий. Здесь всё зависит от фантазии учителя, от приёмов его работы над закреплением темы. Вначале, конечно, устная работа (фронтальная и индивидуальная), затем письменные упражнения (комментирование, выборочный диктант, выборочно-распределительная работа и т.д.).
Важно, чтобы ученики научились совершать логические операции, предложенные алгоритмом, чтобы видели в слове или предложении то место, где нужно применить правило. Как же добиться того, чтобы орфограмма (или пунктограмма) была увидена и не спутана с другой?
В старших классах алгоритмы более громоздкие, включают в себя весь изученный материал. Такие алгоритмы хороши на уроках-обобщениях , при подготовке к ЕГЭ .
Следует помнить, что ученик сумеет пользоваться алгоритмом, если научен определять части слова и знает части речи. Это необходимое условие, поэтому до введения алгоритма проводятся занятия по проверке названных умений. А если есть затруднения –