Этикет как ценность культуры

СОЦИАЛЬНО-АКТИВНАЯ ШКОЛА (САШ)

                                              

Этикет как ценность культуры

 

Этикет как ценность культуры.

 

Цели мероприятия:

Повторить определение понятий: “текст”, “объявление”, “общение”, “адресант”, “адресат”, “комплимент”; средства общения (язык, жесты, мимика, телодвижения), речевые этикетные формулы.

Приобщить учащихся к культуре речи и поведения.

Развить творческие, артистические способности учащихся.

 

Подготовка учащихся к мероприятию.

 

Предварительно были отрепетированы с учащимися небольшие сценки, которые затем были поставлены на внеклассном мероприятии.

 

Ход мероприятия

 

I. - Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее внеклассное мероприятие, которое называется “Этикет как ценность культуры”, мы проведем в нестандартной форме – театрализованной. Вы должны будете показать свои знания, полученные на предыдущих уроках русского языка, риторики, проявить актерские способности. А для этого каждый из вас примет участие в постановке небольших сценок. А товарищи, внимательно посмотрев выступления, ответят на вопросы, касающиеся сценок.

 

Человек живет среди людей. Разнообразные формы общения пронизывают его каждодневное бытие. В течение тысячелетий люди искали такие способы организации отношений, которые способствовали бы достижению согласия и взаимопонимания в обществе. Одними из них и были правила и нормы этикета, зародившиеся еще в глубокой древности и ставшие в дальнейшем надежным средством диалога в процессе общения.

 

II. У многих из вас дома живут различные животные: собаки, кошки, попугаи, хомяки, черепахи. Оказывается, они тоже умеют разговаривать друг с другом. Давайте заглянем в одну из городских квартир и послушаем разговор двух собак.

 

Сценка № 1.

 

Дворовый пёс Бобик попал в гости к домашнему Барбосу:

 

- А что это за штука у Вас на стене висит? Всё тик-так, да тик-так, а внизу болтается.

 

- Это часы, - ответил Барбос. – Разве ты часов никогда не видел?

 

- Нет, а для чего они?

 

Барбос и сам толком не знал, для чего часы, но все-таки принялся объяснять:

 

- Ну, это такая штука, понимаешь… часы… они ходят…

 

- Как ходят? – удивился Бобик. – У них ведь ног нету!

 

- Ну, понимаешь, это только так говорится, что ходят, а на самом деле они просто стучат, а потом начинают бить.

 

- Ого! Они ещё и дерутся? – испугался Бобик.

 

- Да нет! Как они могут драться!

 

- Ты же сам – бить!

 

- Бить – это значит звонить: бом-бом!

 

- А, ну так бы и говорил!

 

(Н. Носов)

 

- Состоялось ли общение между героями? (Да.)

 

- Что мы называем общением?

 

- Как можно назвать того, кто слушает, получает информацию? (Адресат.)

 

- Как называют того, кто говорит, отправляет, передаёт информацию? (Адресант.)

 

- Эти слова подчёркивают, что в общении участвуют хотя бы двое. Как называют тех, кто общается одним словом? (Партнёры, собеседники, коммуниканты.)

 

- Какие средства общения использует человек? (Язык, жесты, мимику, пантомимику.)

 

Посмотрите сценку “Котята” и определите, при помощи каких средств произошло общение между героями.

 

Сценка № 2.

 

Котята.

 

Два маленьких котёнка поссорились в углу.

 Сердитая хозяйка взяла свою метлу.

 И вымела из кухни дерущихся котят,

 Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

 А дело было ночью, зимою в январе.

 Два маленьких котёнка озябли во дворе.

 Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

 Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

 Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

 “Ну что, - она спросила, - не ссоритесь теперь?”

 Прошли они тихонько в свой угол на ночлег.

 Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег.

 И оба перед печкой заснули сладким сном.

 А вьюга до рассвета шумела за окном.

 

- Назовите основное средство общения. (Язык.)

 

- Что может сказать о человеке его язык, речь?

 

- Действительно, речь человека - это его “визитная карточка”, его “языковой паспорт”. По этой визитке составляется впечатление о человеке.

 

Посмотрим сценку из школьной жизни.

 

Сценка № 3.

 

Случилось это на первом уроке. Новенький стоял возле стола Зинаиды Антоновны, переминался с ноги на ногу и краснел, как все новенькие, а мы смотрели на него и радовались, что на урок остаётся меньше времени.

 

- Где ты учился, Серёжа Ёлкин? – спросила Зинаида Антоновна.

 

- Теперя? В этом году?

 

- Ну, разумеется.

 

- Теперя в 35 школе.

 

- А раньше?

 

- Раньше… Начал в 147, а ещё первее – в 549. В классе сделалось совсем тихо.

 

- Садись вон туда. - Зинаида Антоновна кивнула в сторону Люси Булочкиной.

 

- Я не хочу сидеть с двоечником, - обиженно заявила Люся…

 

(По А. Минчковскому.)

 

- Почему Люся подумала, что новенький – двоечник? (Сергей допустил ошибки в речи.)

 

- Какие нарушения норм (ошибки) допустил новенький? (Теперя, начал, первее.)

 

- В разных ситуациях общения мы используем речевые этикетные формулы. Приведите примеры речевых этикетных формул приветствия, прощания, извинения, просьбы.

 

Посмотрите сценку, назовите, какие речевые этикетные формулы будет использовать герой.

 

Сценка № 4.

 

- Знаешь, мама, чего мне хочется сильнее всего?

 

- Ну-ну? – рассеянно отозвалась мама.

 

- Мне так хочется щенка…

 

- Мама только вздохнула. Опять Малыш заговорил о своей собаке…

 

- Мамочка, подари мне щенка, ну пожалуйста…

 

- А по-моему, Малыш, тебе уже пора одеваться и завтракать, иначе опоздаешь в школу.

 

- Ясно! Как только я о собаке, ты - про школу. – Малыш огорчённо махнул рукой и отправился умываться.

 

(По А. Линдгрен.)

 

- О чём просит Малыш?

 

- Какие речевые этикетные формулы использовал мальчик?

 

- Дала ли мама согласие исполнить просьбу Малыша?

 

- Как можно было ему отказать, чтобы он меньше огорчился?

 

Нужно быть внимательным в общении с собеседником, уметь использовать в речи вежливые слова. Но человек должен проявлять культуру не только в общении, но и в поведении. Давайте заглянем в квартиру, где живёт семья Власовых.

 

Сценка № 5.

 

Я ел рассольник и потихоньку стонал от удовольствия. И вдруг мама положила ложку и сказала ни с того ни с сего:

 

- Прямо не знаю, пускать его в гости или нет? Вот тебе раз! Гром среди ясного неба! Я сказал:

 

- А почему?

 

- И папа тоже:

 

- В чём дело – то?

 

- Он нас там опозорит. Он совершенно не умеет есть. Стонет, хлебает, ложкой везёт… Кошмар!

 

- Ничего, - сказал я.

 

- Нужно знать правила, - сказал папа строго. – Ты знаешь? Нет. А вот они: Когда ешь, не чавкай, не причмокивай, не дуй на еду, не стони от удовольствия и вообще не издавай никаких звуков при еде…

 

- Не роняй вилку на пол, - говорила мама. – А если уронил, сиди спокойно, не становись на четвереньки, не ныряй под стол и не ползай там полчаса. Не барабань пальцами по столу, не свисти, не пой! Не хохочи за столом!

 

(В. Драгунский.)

 

- А какие правила поведения за столом знаете вы?

 

- Как следует вести себя за столом в гостях?

 

Послушайте, какие советы и рекомендации давались молодым людям ещё в XVIII веке.

 

Когда случиться тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу:

 

Во-первых, обрежь свои ногти, да не явишься, якобы они у тебя бархатом обшиты;

 

Во-вторых, умой руки и сиди благочинно, сиди прямо и не хватай первым блюдо;

не жри, как свинья, и не дуй на ушное, чтобы везде брызгало;

не сопи, когда ешь, первым не пей, будь воздержан, пей и ешь столько, сколько тебе потребно;

в блюде, если последнее тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому;

ногами везде не мотай;

когда будешь пить, не утирай рта рукою, но полотенцем, и не пей, пока ещё пищи не проглотил, и не облизывай перстов, и не грызи костей, но обрежь ножом…;

над едой не чавкай, как свинья, и головы не чеши;

не проглотя кусок, не говори…

 

(“Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению”, 1717 год).

 

- Конечно, если человек умеет правильно себя вести, общаться с другими людьми, он может услышать в свой адрес комплимент. Что такое комплимент? (Это приятные слова, похвала.)

 

- Сделайте комплимент кому-нибудь из присутствующих.

 

Посмотрите сценку, скажите, с какой целью лиса будет хвалить петуха?

 

Сценка № 6.

 

Утром, только что заря стала заниматься, петух и закричал: “Ку-ка-ре-ку!”. Услышала петуха лиса: захотелось ей петушиным мясом полакомиться. Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать:

 

Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и пёрышки-то какие красивые, и гребень-то какой красивый, и голос-то какой звонкий! Слети ко мне, красавчик!

- А за каким делом? – спрашивает петух.

- Пойдём ко мне в гости: у меня сегодня новоселье, и про тебя много горошку припасено.

- Хорошо, - говорит петух, - только мне одному идти никак нельзя: со мной товарищ.

“Вот какое счастье привалило! – подумала лиса. – Вместо одного петуха будет два”.

- Где же твой товарищ? – спрашивает она. – Я и его в гости позову.

- Там, в дупле, ночует, - отвечает петух. Лиса кинулась в дупло, а собака её за морду цап! Поймала и разорвала лису.

(К.Д. Ушинский.)

 

- Как хвалит лиса петуха? С какой целью?

 

- С каким тоном она произносит свои слова?

 

 

IV. Сегодня “светскость”, “правила хорошего поведения”, “хорошие манеры”, “этикет” - это не просто “ярлык”, а прежде всего “визитная карточка” цивилизованного, культурного, воспитанного человека, на котором лежит ответственность не только за свою судьбу, но и за будущее общества.

“Век живи - век учись”, - гласит народная мудрость. Культуре речи, поведения, хорошим манерам учиться никогда не поздно. Правила хорошего тона необходимо знать каждому. Ведь без этого трудно поддерживать в современном обществе репутацию воспитанного, цивилизованного и культурного человека.

V. - Посмотрите на доску и скажите, какой из рисунков отражает ваше настроение, с которым вы уйдёте с сегодняшнего мероприятия: весёлое, грустное или, может быть, мероприятие не произвело на вас никакого впечатления.

 

- Хотелось бы, чтобы вы уходили со всех школьных уроков, мероприятий с таким же хорошим настроением, как сегодняшнее. В заключение споем песню Булата Окуджава.

 

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

 Высокопарных слов не стоит опасаться.

 Давайте говорить друг другу комплименты –

 ведь это все любви счастливые моменты.

 

Давайте горевать и плакать откровенно

 то вместе, то по врозь, а то попеременно.

 Не нужно придавать значения злословью –

 поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

 

Давайте понимать друг друга с полуслова,

 чтоб, ошибившись раз, не ошибаться снова.

 Давайте жить, во всем друг другу потакая –

 тем более, что жизнь короткая такая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz