Цели урока:
- показать, что толстовский идеал- патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде»;
- раскрыть шире и глубже эпитет семейный у Толстого;
- формировать умения анализировать эпизоды;
- способность созданию творческой, доброжелательной атмосферы на уроке.
Оборудование: книга « Л.Н.Толстой в портретах, иллюстрациях, документах», Пособие для учителя. Москва «Просвещение», 1956.
Семья - группа живущих вместе родственников; единство, объединение людей, сплоченных общими интересами. (С. Ожегов «Словарь русского языка»)
План урока
1. Отражение мысли семейной в романе.
2. «Глаза человека- окно в его душу» (Л. Толстой)
3. Почему в доме Ростовых нельзя быть иным?
4. Дом Болконских.
5. Нет нравственного стержня в родителях - не будет и в детях.
6. Семейные «кружки».
7. Эпилог.
Учащиеся получали опережающее задание:
1 группа – анализируют портретные характеристики Наташи, Веры, Андрея, Марьи, Элен;
2группа – анализируют сцены, показывающие семейную жизнь Ростовых;
3 группа – анализируют сцены, показывающие семейную жизнь Болконских;
4 группа – семейная жизнь Курагиных;
5 группа – семейные «кружки» в романе;
6 группа – «Эпилог».
Вступительное слово учителя.
Тема семьи так или иначе присутствует почти у каждого писателя. Особенное развитие она получает во второй половине 19 века. Несмотря на то, что в романе ведущая роль отводится мысли народной, семейная мысль также имеет свою динамику развития, поэтому «Война и мир» не только исторический, но и семейный роман. Для него характерна упорядоченность и хроникальность повествования. Истории семей, представленные в романе, каждая имеет свой стержень и внутренний мир. Сравнивая их, мы можем понять, какую норму жизни проповедовал Л .Толстой.
Семья для Толстого- это почва для формирования человеческой души. Атмосфера дома, родового гнезда, по мысли писателя, определяет склад психологии, взглядов и даже судьбы героев.
В романе «Война и мир» семья выполняет свое истинное, высокое назначение. Дом у Толстого - это особый мир, в котором сохраняются традиции, осуществляется связь между поколениями; это прибежище для человека и основа всего существующего.
В системе всех основных образов романа Л .Толстой выделяет несколько семей, на примере которых ярко выражено авторское отношение к идеалу домашнего очага , - это Болконские, Ростовы и Курагины.
Выступление 1 группы.
У любимых героев Толстого лучатся, светятся глаза , потому что (по народному представлению) глаза – зеркало души человека: «Глаза смотрят и говорят с вами» Жизнь души героев автор передает через лучезарность, сияние, блеск глаз.
НАТАША - «улыбка радости и успокоения», то «счастливая», то «появившаяся из-за готовых слез», то «задумчивая»то «успокоительная», «восторженная», то «торжественная», то«более чем ласковая». «И лицо с внимательными глазами с трудом, с усилием, как отворяется заржавевшая дверь, - улыбнулось…» (сравнение). Глядит «вопросительно-удивленными глазами», «широко раскрытыми, испуганными», «красная и дрожащая», она смотрит на Анатоля «испуганно- вопросительно».
Улыбка Наташи раскрывает богатый мир разнообразных чувств. В глазах - богатство духовного мира.
НИКОЛЕНЬКА - «Когда все поднялись к ужину, Николенька Болконский подошел к Пьеру, бледный, с блестящими, лучистыми глазами…»
КНЯЖНА МАРЬЯ – «лучистые глаза и тяжелая поступь», которые в минуты душевного ожи