Литературная гостиная.
«Поэты не рождаются случайно!»
(Жизнь и творчество Анны Ахматовой)
Оборудование: оформление поэтического уголка: Портрет А.Ахматовой, книги с её произведениями, свечи, цветы; музыкальный фон: фрагменты произведений Ф.Шопена, П.Чайковского, С.Рахманинова, С.Прокофьева, Д.Шостаковича.
Чтец:
Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты.
Глаза таких божественных посланцев
Всегда открыты и верны мечте,
И в хаосе проблем их души вечно светят тем
Мирам, что заблудились в темноте.
Они уходят, выполнив заданье,
Их отзывают высшие миры,
Неведомые нашему сознанью,
По правилам космической игры.
Они уходят, не допев куплета,
Когда в их честь оркестр играет туш:
Актёры, музыканты и поэты-
Целители уставших наших душ.
В лесах их песни птицы допевают,
В полях для них цветы венки совьют,
Они уходят вдаль, но никогда не умирают
И в песнях и в стихах своих живут.
И.Тальков.
Ведущий. Войдём в ворота дома №34 на Фонтанке. Тихий, уединённый парк, в центре которого расположился дом-музей Анны Андреевны Ахматовой. Всю жизнь бездомная, кочующая между Ленинградом и Москвой, Ахматова не слишком любила и это своё пристанище.
Чтец.
Особенных претензий не имею
Я к этому сиятельному дому,
Но так случилось, что почти всю жизнь
Я прожила под знаменитой кровлей
Фонтанного дворца… Я нищей
В него вошла и нищей выхожу.
Ведущий.Эти слова Анны Ахматовой подтверждает скупая обстановка в мемориальной комнате: вещей - минимум, среди них – резной сундук 18 века итальянской работы, в котором хранились рукописи, корректуры и книги. Он был верным спутником хозяйки и сопровождал её во время всех квартирных странствий. Любой предмет, попадая в музей, становится свидетелем истории.
Как в прошедшем грядущее зреет,
Так в грядущем прошлое тлеет.
Рабочий уголок в доме, где жила поэтесса, хранит следы былой красоты и величия, некое таинство совершавшегося когда-то здесь поэтического действа.
Ведущий. Она явилась через 90 лет после рождения А.С.Пушкина. Звали её Анной Горенко ( с ударением на первом слоге, от слова «горе»).
В то время я гостила на земле.
Мне дали имя при крещенье – Анна.
Сладчайшее для губ людских и слуха.
« Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на север – в Царское Село. Там я прожила до 16 лет. Читать училась по азбуке Льва Толстого. Первое стихотворение написала, когда мне было 11 лет».
Ведущий. Узнав, что дочь хочет напечатать подборку стихов в столичном журнале, отец потребовал, чтобы она взяла псевдоним и «не позорила славную фамилию». Дочь повиновалась, и в русской литературе вместо Анны Горенко появилась Анна Ахматова. Псевдоним стала фамилия бабки, в жилах которой текла буйная кровь татарских княжен.
Татарское, дремучее
Пришло из никуда,
К любой беде липучее,
Само оно – беда.
Ведущий. А в 18 лет Ахматова стала знаменитой. Первая книга лирики «Вечер» вышла маленьким тиражом (300 экземпляров), но была сразу замечена. Однако слава пришла к ней со второй книгой «Чётки». О ней заговорили , как о мастере любовной лирики.
Чтец:
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанье столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
И от лености или от скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.
Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина…
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор всё как будто больна.
Ведущий. Наверное, главной чертой Анны Ахматовой была любовь к жизни, к людям, близким. Она умела не только сама глубоко любить, но и выразить это чувство в стихах.
Чтец.
Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
-Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдёшь я умру»,
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
Ведущий. Ахматова написала самую короткую в мире балладу «Сероглазый король». Сама эту балладу не любила. Почему? Неизвестно. Но баллада явилась образцом неизбывной боли и тоски.
Чтец.
Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
«Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой».
Трубку свою на камине нашёл
И на работу ночную ушёл.
Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки её погляжу.
А за окном шелестят тополя:
«Нет на земле твоего короля…»
Ведущий. Когда приходит слава к поэту, тут же появляются желающие эту славу опорочить. Не была исключением и Ахматова. Литературные сплетники кричали, что она приняла революцию, сказались декадентские настроения. А она говорила:
Чтец.
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Из грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключённый, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара,
Остаток юности губя,
Мы не единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.
Ведущий. А тем, кто в лихую годину собрался бросить родину, Ахматова ответила категорично.
Чтец. «Мне голос был. Он звал утешно…»
Ведущий. Горечь и боль, она перековывала в стихи и тем преодолевала и горечь, и боль. Она сразу ступила на этот путь, и никто до конца не разберётся в том, как дивно умеет поэт переплавлять горе в радость, суроветь, но не отчаиваться, сжимать зубы, но не ломаться.
Чтец.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда…
Ведущий. Другое дело, что сор этот ещё называется жизнью Нетрудно понять отчаяние, даже бешенство её мужа Николая Гумилёва, когда он прочитал её стихи «Муж хлестал меня узорчатым,/ Вдвое сложенным ремнём…»
Ведущий. «Я старался убедить её, что таких выдумок нельзя печатать, что это неприлично – дурной вкус и дурной тон. Ведь читатели всё принимают за правду и создают биографию поэта по его стихам. Но я ничего не мог поделать с её украинским упрямством».
Ведущий. И всё же, несмотря на всю его логику, она, Анна Ахматова, была права, она, а не он. Она требовала абсолютной верности и прежде всего от себя. Изменой пах воздух, и не ревность бушевала в её крови, а чувство, что тебя предали. Так что – как же не появятся такие стихи?
Чтец.
Муж хлестал меня узорчатым,
Вдвое сложенным ремнём.
Для тебя в окошке створчатом
Я всю ночь сижу с огнём.
Рассветает. И над кузницей
Подымается дымок.
Ах, со мной, печальной узницей,
Ты опять побыть не мог.
Для тебя я долю хмурую,
Долю – муку приняла.
Или любишь белокурую,
Или рыжая мила?
Как мне скрыть вас, стоны звонкие!
В сердце тёмный, душный хмель,
А лучи ложатся тонкие
На несмятую постель.
Ведущий. Судьба была безжалостна к этой женщине. Сначала она потеряла его любовь, а потом Николай Гумилёв был обвинён в причастности к контрреволюционному заговору и расстрелян. Остались его стихи. Многие из них, несмотря ни на что, он всё – таки посвящал Ахматовой.
Чтец.
Застонал я от сна дурного
И проснулся, тяжко скорбя;
Снилось мне – ты любишь другого,
И что он обидел тебя.
Я бежал от моей постели,
Как убийца от плахи своей,
И смотрел, как тускло блестели
Фонари глазами зверей.
Ах, наверно, таким бездомным
Не блуждал ни один человек
В эту ночь по улицам тёмным
Как по руслам высохших рек.
Всё стою перед дверью твоею.
Не дано мне иного пути,
Хоть и знаю, что не посмею
Никогда в эту дверь войти.
Он обидел тебя, я знаю,
Хоть и было это лишь сном,
Но я всё-таки умираю
Пред твоим закрытым окном.
Ведущий. У Анны Ахматовой остался единственный сын Лев. Сын расстрелянного белогвардейца был арестован, и она молилась, чтобы судьба его пощадила.
Чтец.
Зачем вы отравили воду
И с грязью мой смешали хлеб?
Зачем последнюю свободу
Вы превращаете в вертеп?
За то, что я верна осталась
Печальной родине моей?
Пусть так. Без плача и плахи
Поэту на земле не быть.
Нам покаянные рубахи,
Нам со свечой идти и выть.
Ведущий. «Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолёте в Москву.
До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое палящий зной, древесная тень и звук воды. А ещё я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела. В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне я вернулась в Ленинград».
Ведущий. В военных стихах Ахматова остаётся сама собой: наиболее пронзительными в этом цикле становятся плачи – причитания по «питерским сиротам», по блокадникам Ленинграда, по солдатам, в которых автор видит не столько героев, сколько гибнущих мальчиков.
Чтец.
Сзади Нарвские были ворота.
Впереди была только смерть…
Так советская шла пехота
Прямо в жёлтые жерла «Берт»,
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки-
Ваньки, Васьки, Алёшки, Гришки,-
Внуки, братики, сыновья!
Ведущий.Она говорила: «В моей жизни всего было по два: две войны, две разлуки, два голода, два постановления…» В конечном счёте это тоже был сор, но из него рождалось великое.
Ведущий. В августе 1946 года грянуло Постановление Центрального комитета партии «О журналах «Звезда» и «Ленинград»». В постановлении недвусмысленно говорилось о том, что подобным авторам нет места в советской литературе. Какие же строки накапливает душа в такой обстановке?
Чтец.
И в День Победы, нежный и туманный,
Когда заря, как зарево, красна,
Вдовою у могилы безымянной
Хлопочет запоздалая весна.
Она с колен подняться не спешит,
Дохнёт на почку и траву погладит,
И бабочку с плеча на землю ссадит,
И первый одуванчик распушит.
Чтец.
И время прочь и пространство прочь,
Я всё разглядела сквозь белую ночь:
И нарцисс в хрустале у тебя на столе.
И сигары синий дымок,
И то зеркало, где, как в чистой воде,
Ты сейчас отразиться мог.
И время прочь и пространств