поэтами не рождаются

СОЦИАЛЬНО-АКТИВНАЯ ШКОЛА (САШ)

                                              

Литературная гостиная "Поэтами не рождаются случайно"

 

Литературная гостиная.

«Поэты не рождаются случайно!»

(Жизнь и творчество Анны Ахматовой)

Оборудование: оформление поэтического уголка: Портрет А.Ахматовой, книги с её произведениями, свечи, цветы; музыкальный фон: фрагменты произведений Ф.Шопена, П.Чайковского, С.Рахманинова, С.Прокофьева, Д.Шостаковича.

 

Чтец:

Поэты не рождаются случайно,

Они летят на землю с высоты,

Их жизнь окружена глубокой тайной,

Хотя они открыты и просты.

 

Глаза таких божественных посланцев

Всегда открыты и верны мечте,

И в хаосе проблем их души вечно светят тем

Мирам, что заблудились в темноте.

 

Они уходят, выполнив заданье,

Их отзывают высшие миры,

Неведомые нашему сознанью,

По правилам космической игры.

 

Они уходят, не допев куплета,

Когда в их честь оркестр играет туш:

Актёры, музыканты и поэты-

Целители уставших наших душ.

 

В лесах их песни птицы допевают,

В полях для них цветы венки совьют,

Они уходят вдаль, но никогда не умирают

И в песнях и в стихах своих живут.

                                                                  И.Тальков.

 

 

Ведущий. Войдём в ворота дома №34 на Фонтанке. Тихий, уединённый парк, в центре которого расположился дом-музей Анны Андреевны Ахматовой. Всю жизнь бездомная, кочующая между Ленинградом и Москвой, Ахматова не слишком любила и это своё пристанище.

 

Чтец.

Особенных претензий не имею

Я к этому сиятельному дому,

Но так случилось, что почти всю жизнь

Я прожила под знаменитой кровлей

Фонтанного дворца… Я нищей

В него вошла и нищей выхожу.

 

Ведущий.Эти слова Анны Ахматовой подтверждает скупая обстановка в мемориальной комнате: вещей - минимум, среди них – резной сундук 18 века итальянской работы, в котором   хранились рукописи, корректуры и книги.  Он был верным спутником хозяйки и сопровождал её во время всех квартирных странствий.  Любой предмет, попадая в музей, становится свидетелем истории.

 

 Как в прошедшем грядущее зреет,

 Так в грядущем прошлое тлеет.

 

 Рабочий уголок в доме, где жила поэтесса, хранит следы былой красоты и величия, некое таинство совершавшегося когда-то здесь поэтического действа.

 

Ведущий. Она явилась через 90 лет после рождения А.С.Пушкина. Звали её Анной Горенко ( с ударением на первом слоге, от слова «горе»).

 

 В то время я гостила на земле.

 Мне дали имя при крещенье – Анна.

 Сладчайшее для губ людских и слуха.

 

« Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на север – в Царское Село. Там  я прожила до 16 лет. Читать училась по азбуке Льва Толстого. Первое стихотворение написала, когда мне было 11 лет».

 

 

Ведущий. Узнав, что дочь хочет напечатать подборку стихов в столичном журнале, отец потребовал, чтобы она взяла псевдоним и «не позорила славную фамилию». Дочь повиновалась, и в русской литературе вместо Анны Горенко появилась Анна Ахматова. Псевдоним стала фамилия бабки, в жилах которой текла буйная кровь татарских княжен.

 

 Татарское, дремучее

 Пришло из никуда,

 К любой беде липучее,

 Само оно – беда.

 

Ведущий. А в 18 лет Ахматова стала знаменитой. Первая книга лирики «Вечер» вышла маленьким тиражом (300 экземпляров), но была сразу замечена. Однако слава пришла к ней со второй книгой «Чётки». О ней заговорили , как о мастере любовной лирики.

 

 

 

Чтец:

 Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

 Очертанье столицы во мгле.

 Сочинил же какой-то бездельник,

 Что бывает любовь на земле.

 И от лености или от скуки

 Все поверили, так и живут:

 Ждут свиданий, боятся разлуки

 И любовные песни поют.

 

Но иным открывается тайна,

 И почиет на них тишина…

 Я на это наткнулась случайно

 И с тех пор всё как будто больна.

 

Ведущий. Наверное, главной чертой Анны Ахматовой была любовь к жизни, к людям, близким. Она умела не только сама глубоко любить, но и выразить это чувство в стихах.

 

Чтец.

 Сжала руки под тёмной вуалью…

 «Отчего ты сегодня бледна?»

 -Оттого, что я терпкой печалью

 Напоила его допьяна.

 

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

 Искривился мучительно рот…

 Я сбежала, перил не касаясь,

 Я бежала за ним до ворот.

 

 Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

 Всё, что было. Уйдёшь я умру»,

 Улыбнулся спокойно и жутко

 И сказал мне: «Не стой на ветру».

 

Ведущий. Ахматова написала самую короткую в мире балладу «Сероглазый король». Сама эту балладу не любила. Почему? Неизвестно. Но баллада явилась образцом неизбывной боли и тоски.

 

Чтец.

 Слава тебе, безысходная боль!

 Умер вчера сероглазый король.

 

Вечер осенний был душен и ал,

Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

 

«Знаешь, с охоты его принесли,

Тело у старого дуба нашли.

 

Жаль королеву. Такой молодой!..

За ночь одну она стала седой».

 

Трубку свою на камине нашёл

И на работу ночную ушёл.

Дочку мою я сейчас разбужу,

В серые глазки её погляжу.

А за окном шелестят тополя:

«Нет на земле твоего короля…»

 

Ведущий. Когда приходит слава к поэту, тут же появляются желающие эту славу опорочить. Не была исключением и Ахматова. Литературные сплетники кричали, что она приняла революцию, сказались декадентские настроения. А она говорила:

 

Чтец.

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Из грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключённый, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара,

Остаток юности губя,

Мы не единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час…

Но в мире нет людей бесслёзней,

Надменнее и проще нас.

 

Ведущий. А тем, кто в лихую годину собрался бросить родину, Ахматова ответила категорично.

 

Чтец. «Мне голос был. Он звал утешно…»

 

Ведущий. Горечь и боль, она перековывала в стихи и тем преодолевала и горечь, и боль. Она сразу ступила на этот путь, и никто до конца не разберётся в том, как дивно умеет поэт переплавлять горе в радость, суроветь, но не отчаиваться, сжимать зубы, но не ломаться.

 

Чтец.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как жёлтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда…

 

Ведущий. Другое дело, что сор этот ещё называется жизнью Нетрудно понять отчаяние, даже бешенство её мужа Николая Гумилёва, когда он прочитал её стихи «Муж хлестал меня узорчатым,/ Вдвое сложенным ремнём…»

Ведущий. «Я старался убедить её, что таких выдумок нельзя печатать, что это неприлично – дурной вкус и дурной тон. Ведь читатели всё принимают за правду и создают биографию поэта по его стихам. Но я ничего не мог поделать с её украинским упрямством».

Ведущий. И всё же, несмотря на всю его логику, она, Анна Ахматова, была права, она, а не он. Она требовала  абсолютной верности и прежде всего от себя. Изменой пах воздух, и не ревность бушевала в её крови, а чувство, что тебя предали. Так что – как же не появятся такие стихи?

 

Чтец.

Муж хлестал меня узорчатым,

Вдвое сложенным ремнём.

Для тебя в окошке створчатом

Я всю ночь сижу с огнём.

 

Рассветает. И над кузницей

Подымается дымок.

Ах, со мной, печальной узницей,

Ты опять побыть не мог.

Для тебя я долю хмурую,

Долю – муку приняла.

Или любишь белокурую,

Или рыжая мила?

 

Как мне скрыть вас, стоны звонкие!

В сердце тёмный, душный хмель,

А лучи ложатся тонкие

На несмятую постель.

 

Ведущий. Судьба была безжалостна к этой женщине. Сначала она потеряла его любовь, а потом Николай Гумилёв был обвинён в причастности к контрреволюционному заговору и расстрелян. Остались его стихи. Многие из них, несмотря ни на что, он всё – таки посвящал Ахматовой.

 

 

 

Чтец.

Застонал я от сна дурного

И проснулся, тяжко скорбя;

Снилось мне – ты любишь другого,

И что он обидел тебя.

Я бежал от моей постели,

Как убийца от плахи своей,

И смотрел, как тускло блестели

Фонари глазами зверей.

Ах, наверно, таким бездомным

Не блуждал ни один человек

В эту ночь по улицам тёмным

Как по руслам высохших рек.

Всё стою перед дверью твоею.

Не дано мне иного пути,

Хоть и знаю, что не посмею

Никогда в эту дверь войти.

Он обидел тебя, я знаю,

Хоть и было это лишь сном,

Но я всё-таки умираю

Пред твоим закрытым окном.

 

Ведущий. У Анны Ахматовой остался единственный сын Лев. Сын расстрелянного белогвардейца был арестован, и она молилась, чтобы судьба его пощадила.

 

Чтец.

Зачем вы отравили воду

И с грязью мой смешали хлеб?

Зачем последнюю свободу

Вы превращаете в вертеп?

За то, что я верна осталась

Печальной родине моей?

Пусть так. Без плача и плахи

Поэту на земле не быть.

Нам покаянные рубахи,

Нам со свечой идти и выть.

 

Ведущий. «Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолёте в Москву.

 До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое палящий зной, древесная тень и звук воды. А ещё я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела. В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне я вернулась в Ленинград».

 

Ведущий. В военных стихах Ахматова остаётся сама собой: наиболее пронзительными  в этом цикле становятся плачи – причитания по «питерским сиротам», по блокадникам Ленинграда, по солдатам, в которых автор видит не столько героев, сколько гибнущих мальчиков.

 

Чтец.

Сзади Нарвские были ворота.

Впереди была только смерть…

Так советская шла пехота

Прямо в жёлтые жерла «Берт»,

Вот о вас и напишут книжки:

«Жизнь свою за други своя»,

Незатейливые парнишки-

Ваньки, Васьки, Алёшки, Гришки,-

Внуки, братики, сыновья!

 

Ведущий.Она говорила: «В моей жизни всего было по два: две войны, две разлуки, два голода, два постановления…» В конечном счёте это тоже был сор, но из него рождалось великое.

Ведущий. В августе 1946 года грянуло Постановление Центрального комитета партии «О журналах «Звезда» и «Ленинград»». В постановлении недвусмысленно говорилось о том, что подобным авторам нет места в советской литературе. Какие же строки накапливает душа в такой обстановке?

 

Чтец.

И в День Победы, нежный и туманный,

Когда заря, как зарево, красна,

Вдовою у могилы безымянной

Хлопочет запоздалая весна.

Она с колен подняться не спешит,

Дохнёт на почку и траву погладит,

И бабочку с плеча на землю ссадит,

И первый одуванчик распушит.

 

Чтец.

И время прочь и пространство прочь,

Я всё разглядела сквозь белую ночь:

И нарцисс в хрустале у тебя на столе.

И сигары синий дымок,

И то зеркало, где, как в чистой воде,

Ты сейчас отразиться мог.

И время прочь и пространств