Методический паспорт проекта
Название проекта: «Мой школьный дворик».
Проблемная ситуация: Территория вокруг школы недостаточно благоустроена. Школьный двор и игровая площадка не подходят для игр и прогулок детей.
Цели:
1. наведение чистоты и порядка на школьном дворе;
2. повышение интереса у учащихся к благоустройству школьного двора;
3.
Задачи:
1. провести экскурсию по школьному двору;
2. приобщить младших школьников и их родителей к решению экологических проблем на территории школьного двора;
3. приобщить младших школьников и их родителей к решению хозяйственных проблем на территории школьного двора;
4. организовать деятельность по благоустройству школьного двора;
5. воспитывать бережное отношение к труду людей.
Форма организации детей: групповая.
Тип проекта:
1. по доминирующей деятельности:
- практико-ориентированный;
- творческий;
2. по сфере применения результатов: социальный;
3. по широте охвата содержания:
- внепредметный
- межпредметный (окружающий мир, изобразительное искусство, технология, этика);
4. по времени работы: продолжительный (апрель-август).
5. по характеру контактов: в рамках школы.
Классы: четвёртый, первый, шестой, седьмой, восьмой.
Состав участников:
1. 14 учащихся 4-го класса; 20 учащихся 1-го класса;
32 учащихся 6-го класса; 20 учащихся 7-го класса; 15 учащихся
8-го класса.
2. родители;
3. педагоги;
4. учителя.
Режим работы: урочно-внеурочный.
Форма продуктов проектной деятельности:
1. творческие отчёты;
2. выставка рисунков «Мой школьный дворик»;
3. благоустройство школьного двора;
4. декоративные растения на клумбах.
П Л А Н П Р О Е К Т А
«МОЙ ШКОЛЬНЫЙ ДВОРИК»
ЭТАПЫ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ДИАГНОСТИ-
ЧЕСКИЙ
ЭТАП |
Анкета «Порядок на школьном дворе».
|
Классный руководитель, учащиеся |
ПОДГОТОВИ-
ТЕЛЬНЫЙ
ЭТАП |
1. Экскурсия по школьному двору с целью выявления состояния игрового и спортивного инвентаря, дикорастущих и культурных растений.
2. Рисование по итогам экскурсии на тему «Школьный дворик сегодня». |
Классный руководитель, учащиеся |
ПОИСКОВО-
ИСПОЛНИТЕ-ЛЬНЫЙ
ЭТАП |
1.1. Вычисление площади школьного двора.
1.2. Деление территории на участки по количеству творческих групп.
1.3. закрепление участка за каждой группой. |
Классный руководитель, учащиеся,
завхоз |
|
2.1. Исследование почвы. Отчёт групп.
2.2. Отчёт о растениях школьного двора.
2.3. Игра «Что растёт у нас?»
2.4. Подготовка иллюстрированных сообщений о растениях, которые могут расти на территории школьного двора.
2.5. Выращивание рассады цветов. |
Классный руководитель, учащиеся,
учитель биологии |
|
3.1. Подготовка краткого отчёта о состоянии игрового и спортивного инвентаря на территории школьного двора. |
Классный руководитель, учащиеся,
учитель физической культуры |
|
4.1. «Фантазируем вместе» (цветочные клумбы, дорожки, места для игр и занятия спортом, расположение деревьев и кустарников, скамеек для отдыха, беседка). |
Классный руководитель, учащиеся в группах |
|
5.1. Мы можем сами:
- оформить клумбы,
- высадить рассаду,
- ухаживать за рассадой,
- посадить деревья и кустарники,
- покрасить клумбы.
5.2. Родители:
- выкопать саженцы в лесу деревьев и кустарников;
- подвести землю, песок на школьный двор;
- установить спортивную площадку; |
Классный руководитель, учащиеся,
завхоз,
родители |
|
6.1. Рисование на тему «Мой школьный двор»
(учащиеся рисуют свой участок земли). |
Классный руководитель, учащиеся,
учитель изобразительного искусства |
ОБОБЩАЮЩИЙ
ЭТАП |
1. Объединение собранного материала.
2. Подготовка к выставке.
3. Проведение экскурсии по школьному двору. |
Классный руководитель, учащиеся,
Родители |
ПРЕЗИНТАЦИЯ
ПРОЕКТА |
1. Представление творческого отчёта.
2. Выставка рисунков «Мой школьный двор».
3. Экскурсия по участкам школьной территории. |
Классный руководитель, учащиеся,
администрация школы |
РЕФЛЕКСИВНЫЙ
ЭТАП |
1. Написание сочинений «Мечта может превратиться в реальность»
2. Обмен впечатлениями по итогам работы. |
Классный руководитель, учащиеся |
МАЙ, ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АВГУСТ
Месяц |
Дни недели |
Основная деятельность |
ответственный |
примеч. |
Май |
03.05.2010.-
07.05.2010. |
Подготовка земли. |
Кувико Е.Ю.,
Журенко Е.В.,
Колесникова Е.И. |
|
|
10.05.2010. -
15.05.2010. |
Оформление клумб.
Высадка рассады. |
Журенко Е.В.,
Колесникова Е.И.,
Кувико Е.Ю. |
|
|
17.05.2010.
-
21.05.2010. |
Посадка деревьев и кустарников.
Высадка рассады. |
Кувико Е.Ю., классные руково- дители |
|
Июнь |
31.05.2010.
-
04.06.2010. |
Покраска клумб.
Прополка клумб.
Оформление пруда. |
Журенко Е.В.,
Кувико Е.Ю.,
Колесникова Е.И. |
|
|
07.06.2010.
-
11.06.2010. |
Полив клумб.
Ухаживание за растениями.
Оформление территории вокруг пруда. |
Журенко Е.В., Кувико Е.Ю., Колесникова Е.И. |
|
|
14.06.2010.
-
18.06.2010. |
Полив клумб.
Прополка клумб. |
Журенко Е.В., Кувико Е.Ю.,
Колесникова Е.И.
Сурикова Е.В. |
|
|
21.06.2010.
-
26.06.2010. |
Полив клумб.
Прополка клумб. |
Журенко Е.В., Кувико Е.Ю.,
Колесникова Е.И.
Сурикова Е.В. |
|
Июль |
28.06.2010.
-
03.07.2010. |
Оформление «Черепахи».
Полив клумб.
Прополка клумб. |
Журенко Е.В., Кувико Е.Ю.,
Колесникова Е.И.
Сурикова Е.В. |
|
|
05.07.2010.
-
10.07.2010. |
Оформление спортивной площадки.
Полив клумб.
Прополка клумб.
|
Журенко Е.В., Кувико Е.Ю.,
Колесникова Е.И.
Сурикова Е.В. |
|
|
12.07.2010.
-
17.07.2010. |
Оформление спортивной площадки.
Полив клумб.
Прополка клумб.
|
Кувико Е.Ю.,
Сурикова Е.В. |
|
|
19.07.2010.
-
24.07.2010. |
Покраска спортивной площадки.
Полив клумб.
Прополка клумб. |
Кувико Е.Ю.,
Сурикова Е.В. |
|
|
26.07.2010.
-
31.07.2010. |
Покраска спортивной площадки.
Полив клумб.
Прополка клумб. |
Кувико Е.Ю.,
Сурикова Е.В. |
|
Август |
02.08.2010.
-
07.08.2010. |
Полив клумб.
Прополка клумб. |
Кувико Е.Ю.,
Сурикова Е.В. |
|
|
09.08.2010.
-
14.08.2010. |
Полив клумб.
Прополка клумб. |
Кувико Е.Ю.,
Сурикова Е.В. |
|
|
16.08.2010.
-
21.08.2010. |
Полив клумб.
Прополка клумб.
|
Кувико Е.Ю.,
Сурикова Е.В. |
|
|
23.08.2010.
-
28.08.2010. |
Полив, прополка цветов.
Сбор семян. |
Кувико Е.Ю.,
Сурикова Е.В. |
|
Проектная деятельность
в младших классах как способ организации
учебно-воспитательной работы
Метод проектов эффективен в реализации воспитательных и образовательных задач, так как позволяет организовать гуманистическую воспитательную систему, перестраивая управление школьной жизнью, отношения между всеми участниками на основе творчества и самостоятельных исследований.
Метод проектов активно применялся в школах США ещё во второй половине Х1Х века. В его основу легли идеи американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи, который рассматривал воспитание как процесс накопления ребёнком индивидуального опыта формирования своей личности. В дальнейшем эти идеи развил его ученик и последователь, американский педагог У. Килпатрик. Он считал, что проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца» и с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. В России идеи проектного метода разрабатывались С.Т.Шацким и П.П.Блонским. Н.К.Крупская в статье «Метод проектов» определила данное понятие как метод увязки теории с практикой систему учебно-воспитательной работы. На практике проектирование применял А.С.Макаренко.
За годы существования метода проектов в содержание и методику организации проектного обучения внесено много нового, но сохраняется цель – развитие интереса обучающихся к постановке и решению проблем, которые требуют не только применения полученных знаний но и приобретения новых в рамках самостоятельного и совместного со взрослыми исследования. Проектная деятельность личностно-ориентирована, приносит удовлетворения детям, вызывает у них стойкий познавательный интерес, имеет воспитательную направленность.
Особенности использования метода проектов в начальной школе:
1.следует учитывать особенности развития детей младшего школьного возраста;
2. необходима особая готовность детей, а именно, умения:
- выражать собственную точку зрения;
- слушать;
- договариваться;
- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- делать конструктивные предложения, замечания.