Будем внимательны и терпимы друг к другу

СОЦИАЛЬНО-АКТИВНАЯ ШКОЛА (САШ)

                                              

Будем внимательны и терпимы друг к другу

 

КЛАССНЫЙ ЧАС

Тема «Будем внимательны и терпимы друг к Другу»

 

Цель: формирование толерантного мышления у чающихся, уважения прав, индивидуальности и неповторимости других людей.

Форма: этико-правовой практикум.

 

Подготовительный этап. Учителю необходимо подготовить фломастеры по количеству групп, разно цветные кружки и листья растений, столы и стулья по количеству участников. Для создания эмоционального настроя можно использовать музыкальный фон.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Учитель предлагает ребятам вытянуть кружки (они трех цветов), для того чтобы разделить класс в соответствии  с их цветом на три группы, каждая из которых садится вокруг сдвинутых столов и выбирает лидера.

Для создания настроя на совместные действия про­водится психологическое упражнение «Я тебе же­лаю...».

Начинает лидер, который, наклонившись к соседу и дотронувшись до его плеча, тихо, чтобы другим не было слышно, шепчет ему: «Я желаю тебе... (далее следует доброе слово и пожелания )». Эти действия лидера по очереди повторяют все сидящие в кругу, при этом начало предложения сохраняется, но доброе слово каждый придумывает свое. Упражнение закан­чивается тогда, когда доброе слово услышит в свой адрес лидер — круг замкнется.

Мини-игра «Найди различия»

Каждая группа получает от ведущего лист растения (литься должны быть похожи, но иметь различия).

Задание каждой группе: пуская лист по кругу, рассмотреть его. При этом каждый должен сказать о листе несколько слов, не повторяя того, что уже было сказа­но (это могут быть слова о самом листе или слова ассо­циации, воспоминания). Затем ведущий предлагает лидерам групп отдать листья ему. Он просит подойти к учительскому столу по два человека от каждой группы (лидера и его помощника). Листья, с которыми ра­ботали группы, лежат на столе вперемешку с другими листьями. Задание: найти свой листок и рассказать об отличительных особенностях своего листочка.

Далее учитель благодарит участников игры за про­явленное умение всматриваться в природу и подчеркивает, что если даже листья растений так похожи друг на друга и между тем у них столько отличий, то как же должны различаться между собой такие сложные су­щества, как люди! Наличие различий - это нормально. Это закон природы.

Представьте, что бы было, если все люди на Земле были бы совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)

1.  Каким будет этот мир? Как люди в нем будут

жить?

2. Хорошо или плохо, что мы все разные?

3. Как жить в мире, где столько разных людей?

Учитель делает вывод: Различия дополняют и обо­гащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества. Множество людей, неповторимых индивидуальностей объединяются в общество. Чем прекраснее, благороднее каждый в отдельности, тем лучше общество в целом.

О взаимодействии человека и общества замеча­тельно сказал писатель Михаил Пришвин: «Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на  дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева».

Обращаясь к ребятам, ведущий продолжает: во вре­мя игры вы не только рассматривали предложенный листок и находили его особенности, но, и, слушая друг друга, когда листок передавался из руки в руки внутри группы, невольно убеждались в различиях между со­бой. Каждый сумел увидеть в листочке что-то свое и рассказать об этом.

Так, прикосновение к листку как посланцу природы помогло сделать в конце игры важный вывод: мы все, живущие на планете Земля люди, так похожи и так не похожи друг на друга. Различий между людьми очень много: по возрасту и цвету кожи, разрезу глаз, росту, национальности, культуре, традициям, убеждениям и вероисповеданиям и т.д. Все люди неповторимы. Поэтому не правы те, кто, видя людей, не похожих на себя по внешности, взглядам, манере поведения и т.д., начинают смеяться над ними, а иногда и обижают их. В наше время особое значение приобретает такое по­нятие как толерантность.

Толерантность - (от лат. tolerantia- терпение) терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо Ее надо воспитывать в себе с раннего детства.   В книге Виктора Астафьева «Царь-рыба» есть такой сюжет Три   охотника, три обыкновенных человека решит провести длительное время в тайге, ночуя в маленькой избушке, а днем промышлять зверем. Непогода заставила их сутками сидеть в этой избушке. Не умея бездействовать, не зная, чем занять себя, мужчины стали  страшно ссориться и чуть было не перестреляли