Психолого-педагогические аспекты подготовки к ЕГЭ.

СОЦИАЛЬНО-АКТИВНАЯ ШКОЛА (САШ)

                                              

Психолого-педагогические аспекты подготовки к ЕГЭ.

 

Доклад подготовила:Внукова О.Ю.

 

 

Несмотря на обилие учебных пособий, блестяще разработанных методических рекомендаций, справочной литературы, реальный уровень обученности русскому языку у выпускников школ находится на невысоком уровне. Зачастую у учащихся школ складывается ошибочное представление, что русский язык и повседневная жизнь – это  непересекающиеся миры. Поэтому формирование учебной мотивации охватывает урочную и внеурочную деятельность. Нельзя ограничиться только уроками русского языка. Деловые игры, круглые столы, тематические классные часы, коллективные и индивидуальные беседы с учащимися и родителями – вот неполный перечень внеклассных мероприятий, помогающих учителю сделать из пассивных учеников-исполнителей активных соучастников учебного процесса. Если для учеников становится аксиомой мысль о том, что знания по русскому языку нужны не только для сдачи ЕГЭ, но и необходимы в ежедневной жизни, начиная с умения правильно сформулировать свои мысли, высказать и отстоять своё мнение и заканчивая потребностью отправить правильную sms-ку, то заинтересованность в результате обучения резко возрастёт.

 

Для успешного обучения нормам русской речи предлагаем чаще использовать в качестве упражнений хорошие тексты публицистического и художественного стилей, помогающие приобщить школьников к образцам русского литературного языка. Однако опора только на эту языковую базу создаёт разрыв между предметом изучения и жизнью. Наши дети растут в другом информационном пространстве, в том числе и в другой языковой среде. Форма письменной речи, активный речевой запас у современных  учеников отличаются от предыдущих поколений. Конечно тексты с актуальной тематикой и проблематикой должны быть лишь дополнением к базовому содержанию.

 

Целью курса практического русского языка в общеобразовательных классах старшей школы является «систематизация и повторение изученного», так как изучение базового курса заканчивается в 9 классе. Однако на практике получается, что не усвоенный ранее материал не даёт возможности систематизировать знания, умения и навыки. Поэтому эффективно использовать методику объяснения разделов русской орфографии и пунктуации. Использование блоковой подачи материала рассчитано на разный уровень подготовки учащихся. Учёт преобладающего слухового и зрительного восприятия учащихся позволяет установить ассоциативные связи.

Например, часть правила о чередующейся гласной в корне слова звучит так: «В корнях –бир- - - бер-, -мир- - -мер-, - дир- -  - дер-, -пир-  - - пер-и т.д. в корне пишется буква и, если после корня стоит суффикс –а-, если его нет, пишется е. Например, собирать – соберёмся. Однако эту же часть орфограммы можно назвать «правилом осла»: собирать – Иа!

Сама жизнь подсказывает учителям пути оптимизации  учебного процесса.

Например, отсутствие запятой на стыке союзов и если, но когда  и т. д. можно объяснить с помощью простой формулировки «то есть, запятой нет, то нет – запятая есть». Иначе пришлось бы запоминать длинную формулировку «На стыке союзов ставится запятая, если нет продолжения второй части союза, например, и хотя… то, но если…то, если есть продолжение – не  ставится запятая».

Для активного повторения пройденного материала, необходимо помнить о том, что некоторым ученикам удобно воспринимать тему на слух, у других детей механическая память,  третьих – зрительная. Поэтому при повторении орфоэпии, темы «Ударение» эффективно записывать слова, в которых неправильно ставят ученики ударение, несколько раз их проговорить.

Тренируемся в исправлении речевых ошибок, ошибок в согласовании, ошибок, связанных с нарушением норм на примерах, в которых имеются подобные ошибки, ищем их в текстах разных стилей, речи дикторов, заметках журналистов. Подобная работа настраивает ребят на изучение норм русского литературного языка.

 

Правила русского языка (орфографические, пунктуационные и т. д.) закрепляем на последующих занятиях. Пятиминутки, проводимые в начале урока, дают возможность проверить знания по теме. Изученное или закрепленное правило не будет эффективно применяться во время проведения ЕГЭ, если не будет поэтапного повторения в течение всего периода подготовки к экзамену. Задания в тестовой форме выполняются на последнем этапе подготовки к экзамену, когда у учеников имеется база знаний, накопленных на подготовительном этапе.

Повторение правил даю в виде опорных схем, таблиц, алгоритмов. Например, правило «Н и нн в прилагательных и причастиях»: 1-ый этап – определяем, от какой части речи образовано слово, 2-й этап – если от существительного, то пишем нн в суффиксах енн- , онн- и на стыке корня и суффикса,  н – в суффиксах ин-, ан-, ян- (исключения: оловянный, деревянный, стеклянный). Если слово образовано от глагола, н пишется, если нет зависимого слова, нет приставки (кроме не), слово образовано от глагола несовершенного вида, нет суффикса -ирова-, -ова-.

Когда ребята отработают действие алгоритма на нескольких примерах, можно говорить о том, что они частично усвоили эту тему, но на дальнейших занятиях (консультациях) ребята самостоятельно, без помощи конспектов выполняют аналогичные задания.

На повторение пунктуации при подготовке к ЕГЭ уделяется большое внимание. Учитель даёт характеристику каждому знаку препинания в отдельности. Говорит о правилах постановки запятой, тире, двоеточия и т. д.