Приёмы формирования первоначальных умений и навыков чтения и письма у первоклассников.

СОЦИАЛЬНО-АКТИВНАЯ ШКОЛА (САШ)

                                              

Приёмы формирования первоначальных умений и навыков чтения и письма у первоклассников.

Сообщение к педсовету

Учитель 1 категории

Сурикова Е.В.

Обучение  первоначальному чтению и письму осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения и письма.

 С первых уроков дети учатся выделять из устной речи предложения, предложения делить на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично целым словом чтения предложений и связных текстов.

Параллельно с обучением чтению дети овладевают письмом, учатся обозначать на письме звуки буквами, составлять слова, правильно их списывать с рукописного и печатного текста, писать под диктовку.

В период обучения грамоте уделяю большое внимание выработке умения различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их взаимосвязи и последовательность; обращаемся к помощи звукобуквенных и слоговых схем, схематической записи предложений. В процессе систематических занятий совершенствуется речевой аппарат учащихся и вырабатывается отчетливое, громкое правильное произношение слов, слогов, звуков.

В процессе проведения занятий у школьников формируется первоначальный навык чтения и письма как один из важнейших видов речевой и мыслительной деятельности.

Какие приемы помогают мне формировать навыки чтения?

При наборе учащихся в первый класс провожу проверку уровня подготовленности - знает буквы, читает слоги, читает слова и предложения, читает текст. Под особый контроль попадает тот, кто не знает букв, не может их запомнить и не начинает читать. Он нуждается в индивидуальной помощи и постоянном контроле.

Уже в октябре все первоклассники читают слоговые таблицы с теми буквами, которые изучены к этому сроку. А самые смелые читают слоги со всеми буквами. В ноябре провела 1 контроль на скорость чтения. 3 читали – 40-50 слов, 7 до 30, 3 до 20, 5 до 10. Через месяц читающий до 10 слов остался 1. К концу обучения грамоте, то есть к концу февраля мои первоклассники овладели слоговым плавным чтением со скоростью:

50-60 слов -      12    ,

40-50 слов -      4    ,

20-30 слов -      1    ,

 и 1 – 12 слов в минуту. При норме 25-30 слов в конце учебного года.

На уроках применяю различные упражнения, помогающие учиться читать, среди которых много игровых, стихотворных, звуковых, развивающих слух, внимание, ритм. Индивидуальные задания сочетаю с групповыми, устные – с письменными.

1) При знакомстве с буквой обязательно стихотворение. Например: Лл  «Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш».

Составляем и читаем слоги, а затем придумываем чистоговорки:

ла – ла - ла в школу детвора пришла

ло – ло - ло на улице светло

ли –ли – ли  на уроках не шали

2) «Буква потерялась»

сто…, … иса, кук …а, сту …, с… он.

3) «Слово рассыпалось»

кук, ла, Ал, ла, А, лик.

4) Добавь слог до целого слова

5) Хлопни в ладоши, если услышишь новые звуки

[л], [л?]. Скажи, где они стоят в слове?

6) Ребусы