Двойные неравенства

СОЦИАЛЬНО-АКТИВНАЯ ШКОЛА (САШ)

                                              

Двойные неравенства

 

Конспект урока по математике в 3-м классе

"Двойные неравенства"

 

Вид урока: изучение нового материала.

Цели:

Выявить и осмыслить (“открыть”) получение двойных неравенств, их запись и решение.

Закрепить умение работать с именованными числами; повысить познавательную активность.

Развивать внимание, мышление, речь учащихся, умение обобщать, делать выводы.

Данный урок является третьим в теме “Неравенство” и опирается на тему “Решение неравенств”.

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

Организационный момент.

Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Это…

II. Актуализация знаний.

1.Задания на развитие внимания и мыслительных операций.

- Математика любит внимательных людей. Сейчас проверим, кто уже настроился на хорошую работу.

А) Игра “Найди лишнее”.

На 1 секунду показываю табличку с наименованиями:

КМ, ДМ, СМ, КГ, ММ.

Б) А теперь – зарядка для ума.

- Представь, что ты рыболов. Вчера ты поймал 5 штук мелких окуньков, возраст которых исчисляется тремя неделями. Сегодня была поймана щука, которая старше окуньков на 366 дней, но моложе рыболова на 10 лет. Сколько лет рыболову?

- Что мы можем узнать в задаче?

В) Знаете ли вы, какая из этих рыб лучше развивается в холодных водах, а в тёплых водоёмах её размеры уменьшаются в 2 раза:

карась – 5

налим – 24

ряпушка – 1?

- Чтобы проверить свои предположения решите математическую цепочку:

25 х 40 – 904 : 48 х 12 =

- Все эти рыбы водятся в наших реках. Налим (рис) – хищная рыба и в наших холодных северных реках его масса достигает 24 кг, а длина – свыше 1 метра. В тёплых же водоёмах его масса снижается даже до 1 кг. И размножается налим зимой.

2.В народе говорят: “Повторение – мать учения”

А задание следующее…

А) а+85 * 85+ а

d х 16 * 21 х d

в – 49 * в – 130

- Какое из выражений будет лишним?

- Что такое неравенство?

Б) – Посмотрите на числа, что вы о них можете сказать?

4 400 км, 400 кг, 150 кг, 2 273 км,

1 726 км, 440 кг?

- Какую работу мы можем выполнить с этими числами?

- На какие группы можно разделить числа?

1 вариант – запишет числа, обозначающие длину.

2 вариант – запишет числа, обозначающие массу, а работу с этими числами выберите самостоятельно.

- Какую работу выполнял Витя?

Хотите узнать, о чём могут рассказать эти числа?

1.726 км 2.273 км 4.400км

р.Индигирка р.Алдан р.Лена

(прикрепляю таблички с названиями)

- Что вы можете сказать о длине реки Алдан?

150 кг – масса бурого медведя

400 кг – масса белого медведя

440 кг – масса лося.

(прикрепляю рисунки)

- Что можно сказать о массе белого медведя?

- В жизни нам часто приходится прибегать к таким сравнениям. Используя “говорящие числа” составьте свои сравнения.

(Раздаю карточки с числами).

1 гр. – рябина – до 1000 см

берёза – до 30 м

сосна – до 350 дм

2 гр. – ель – 350 лет

берёза – 50 лет

тополь – 1200мес.

3 гр. – росомаха – 16 кг

волк – до 75 кг

лиса – 10 000 г.

4 гр. – росомаха – 1м

волк – 130 см

лиса – 90 см.

5 гр. – песец – 55см

соболь – 50 см

заяц-беляк – 70 см.

III. Постановка проблемы и “открытие” детьми нового знания.

- Говорят, что математика – это искусство называть разные вещи одним именем. Попробуем и мы.

А) Слова – короче, легче, меньше в математике обозначают знаком …

Слова – длиннее, тяжелее, дольше

Обозначают знаком …

Ставлю знаки в высказывания.

1.726 км ‹ 2.273 км ‹ 4.400км

р.Индигирка р.Алдан р.Лена

- Что же у нас получилось?

- Чем эти записи отличаются от уже привычных нам неравенств?

- Как бы вы назвали эти неравенства?

- А в математике принято называть такие неравенства двойные.

- Кто может назвать тема нашего урока?

Б) Представьте, что мы пошли с вами в магазин и покупаем арбуз.

У продавца только 2 гири по 5кг.

(работа с моделью весов).

- Масса арбуза нам не известна, как её обозначим?

При первом взвешивании получаем, что,

Х › 5, при втором – Х ‹ 10.

Но мы взвешиваем один и тот же арбуз. Как это можно записать по-другому?

- Какова же масса арбуза?

- Давайте проверим, всё ли правильно мы сделали?

Работа с учебником, разбор правила.

IV.ФИЗМИНУТКА.

V. Первичное закрепление.

А) с. 10 № 1. – чтение неравенства в парах, затем в слух.

- Из неравенств выбери те, из которых составлено двойное неравенство:

18 ? С ‹ 75

с ? 18, с ? 18, с › 75, с ‹ 75.

274 ‹ n ? 360

n › 274, n ‹ 274, n ? 360, n ? 360.

Б) с.10 № 2 - самостоятельно

В) Показываю карточки с неравенствами, дети записывают двойное неравенство и множество решений.

2‹ y y‹ 6

z › 4 z ? 8

y › 2 z ? 8

VI. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Работа проводится по учебнику.

А) На с. 11 № 4, 5, 6, 7 – по