Добрым быть - добрым слыть

СОЦИАЛЬНО-АКТИВНАЯ ШКОЛА (САШ)

                                              

Добрым быть - добрым слыть

  

Тема: "Слово ДОБРОТА"

Цели: Повторить знания о существительном как части речи, грамматические признаки имен сушествт ельиых, синтаксический разбор предложений, фонетический и словообразовательный разбору слов, на звание разделов науки о языке; знать, что изучает данный раздел; закрепить умение распознавать конкретные и отвлеченные существительные; формировать представление о многозначности имен существительных и их роли в речи.

Оборудование. Портрет К.Д. Ушинского; карточки с понятиями и названиями разделов науки о языке; рисунки учащихся с изображением добрых и  злых лиц; буквы на цветных карточках со словом "доброта''; 

Ход урока:

1. Организационный момент 

II. Постановка темы и цели урока.

Учитель: В добрый час,ребята! А знаете ли вы, что в старину пожелание "В добрый час!" употреблялось не только при прощании и напутствии на какое-нибудь важное дело, но и в других ситуациях, требующих  "сбережения" от злых сил и духов? Так, поговорка "В добрый час будь сказано!" основана на поверье, что в "добрый час" можно говорить всё,  что хочешь, а в "худой час" лучше всего отмолчаться. Надеюсь, что сейчас у нас с вами добрый и мы можем не бояться и говорить всё, что думаем.

А сейчас я хочу задать, вам очень простой, казалось бы, вопрос: чему вы учитесь в школе?

Дети: Читать, грамотно писать, считать и решать задачи.

У. Все правильно. Но давайте послушаем, что говорит

 об этом великий русский педают Константин Дмитриевич Ушинский.

Учитель показывает портрет К.Д. Ушинского

- Он считал, что просто учиться читать, писать, решать - это "деятельность без цели, нехристианская педагогика". Он напоминает нам, что мы должны не просто учиться, а учиться добру. Недаром говорят: "Земля согревается солнышком, а душа -добротой". {Пословица написана на доске.)

Сегодня у нас   не просто урок, а урок-исследование. Хотите, ли вы прикоснуться к науке, быть исследователями?.Тема, нашего исследования -слово. Но слово не простое ,  а очень важное.

На уроках рисования вы  узнали, что цвета бывают теплые и холодные. Лосмотрите на доску и выберите только те буквы  которые написаны на карточках теплых цветов, и составьте из них слово.

На доске:

д  у  м  о  б  л  р  к  о  с  т  а

Дети составляют  слово - "Доброта".

 

Это: Зто исконно русское словo, которое люди используют с незапамятных времен. Мы посмотрим на него с разных сторон науки о русском языке. Итак, в  добрый путь по разделам русского языка!

Ш. Исследование но различным разделам языка

На доску прикрепляются карточки:

л е к с и к а

У, Что изучает лексика?

Д, Лексика -  это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.

У. Верно. Минимальной единицей речи является слово. Слово имеет внешнюю форму - звуковую оболочку. Однако не всякие звуки будут еловом. Вспомните известное стихотворение Ирины Токмаковой:

А я придумал слово, простое слово "плим"...

 Вот прыгает и скачет плим, плим, плим

 И ничего не значит - плим, плим, плим.

 "Плим" -  это слово?

 Д. Нет

У. Верно, не любые звуки, взятые вместе, будут словом.

Помимо внешней формы, слово должно иметь внутреннее содержание. Внутренним содержанием слова является его лексическое значение. Что же обозначает слово доброта или прилагательное от слова - добрый!

Выслушиваются ответы детей

У. Верно. Вы назвали несколько "значений слова добрый. Какой отсюда можно сделать вывод?

Д. Это  слово многозначное.

У.Правильно. Большинство слов в русском языке имею несколько значений. Способность слова иметь не одно, а несколько значений называется многозначностью, а слово "называется многозначны. В "Толковом словаре русского языка" Д.П. Ушакова найдите определения слова добрый.

Д. Делающий добро другим; благожелательный, отзывчивый, обладающий  мягким характером: добрый человек, добрым душа.

-Хороший, приведенный: добрые дела.

- Дружески близкий: добрые знакомые.

- Хорошего качества, добротный; доброе вино, добрый конь.

Незапятнанный,  безукоризненный, достойный, честный: доброе имя, добран память.

УИ что самое интересное, к каждому значению как бы тянутся слова- "единомышленники" -синонимы и слова-антонимы. Напомните  мне, что такое синонимы? Что такое антонимы?

Д. Синонимы - это слова, близкие по смыслу. Антонимы - это слова, противоположные по смысл у.

У. Давайте попробуем найти синонимы и антонимы к словосочетаниям, написанным  на доске.

Д. Добрый человек-добродушный, добросердечный, гуманный человек; злой человек.

-Добрый совет - хороший, отличный, превосходный совет, никудышный, глупый совет.

- Добрые дела -полезные дела; ужасные, страшные дела, скверные дела.

- Добрые знакомые - лучшие, близкие, дорогие знакомые; нехорошие знакомые.

~ Добрый конь - верный конь; неважный конь.

- Добрая память - светлая память; плохая, дурная память

У. Обычно, раскрывав понятие, мы берем предметную картинку и говорим, например: "Это книга". А можно ли изобразить доброту? Как?

Д. Нарисовать доброту нельзя.

У. Какие слова можно изобразить?

Дети приводят примеры.

- Все эти существительные обозначают конкретные предметы, и их можно пересчитать. Поэтому их так и назвали - конкретные существительные. (Карточка с понятием прикрепляется ни доску). К ним можно подставить количественное числительное, например: два сапога, пять тетрадей и т.д. А к нашему существительному можно подставить числительное и посчитать? Давайте попробуем.

Дети пытаются это сделать.

-Не получается? Так вот, такие существительные  называются отвлеченными. (Карточки с понятием. прикрепляется на доску.) Они, как правило  употребляются в форме только одного числа -  либо множественного, либо единственного, Помните это, когда мы будем рассматривать это во на морфологической станции.

Но все-таки мы с вами попробовали на уроках  рисования с помощью художественных средств  изобразить доброту.

На доске выставки рисунков детей, где изображены  лица людей - добрые и злые.

- Посмотрите внимательно на  эти рисунки. Я предложила выбрать, какое чувство изображать.

И большинство  из вас выбрало чувство любви.  Почему?

 

Д. Человек, испытывающий злобу, некрасив и  неприятен.

На доску прикрепляется карточка:

Словообразование

У. Следующий раздел науки о языке, куда мы отправляемся,' чтобы  дальше исследовать наше слово, - это словообразование. Что такое словообразование?

Д. Словообразование  - это наука о языке, которая изучает процесс образования  новых слов.

 

У. Напомните мне, из чего могут состоять слова?

Д. Слова могут' состоять  из корня,  суффикса, окончания, приставки.

У. Может ли слово  не иметьсуффикса?

д. да.

У. А окончания?

Д. Да.

У. А приставки?

Д. Да.

У. А без чего слово не может существовать?

Д. Слово не может существовать без корня.

У. Разберите слово доброта по составу.

- Какие слова называются родственными или однокоренными?

Д, Слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу, называются однокоренными.

У. Давайте проведем соревнование, кто больше придумает

родственных слов к данному слову.

Дети работают самостоятельно, затем через две минуты зачитывают родственные слова к слову "доброта".

В "Словообразовательном словаре русского языка" Л.Н. Тихонова я нашла более 100 слов с корнем -добр-. Вот некоторые из них:добрейший, добренький, предобрый, добрячок, добреть, задобрить, добро. Эти слова состоят из одного корня, но есть слова, образованные из двух корней: добродушный, доирокрч'ествен-ный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный, добрососедский, доброжелательный.

На доску прикрепляется карточка

Ф о н е т и к а

- Отправимся дальше. Что исследует раздел о языке, который называется фонетика?

Д. Фонетика - это учение о звуковой  стороне языка, наука, которая изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию.

У. Посмотрите внимательно на слово - доброта и скажите, сколько звуков [о] вы здесь слышите?

Выслушиватаются ответы  детей.

- У вас получились разные ртветы. Давайте сделаем фонетический разбор  слова и выясним:-кто из вас прав?

Один ученик работает у доски.

Доброта- 3 слога, 4 согласных, 3 гласных.

Д - [д] - согласный звонкий, твердый;

О  [a ]-гласный,  безударный.

Б - [б]  - согласный, звонкий, твердый.

Р -  [р] - согласный сонорный, твердый.

О - [а ] - а гласный ударный.

Т - [т ]- согласный глухой, твердый.

А -[ а]   - гласный ударный.

-------------------------------

7 букв, 7 звуков

У. Сколько же звуков  [о ] в слове?

Д. Ни одного звука [о ]  в слове нет.

У. Интересно, почему мы не слышим ни одного звука [о] в слове, а пишем букву о в двух случаях?

Д. Надо проверить безударную гласную словами добр, добренький, добро,

У.  Какой раздел науки о языке подсказывает нам, как правильно написать слово?

Д. Орфография.

На доску прикрепляется карточка:

О р ф о г р а ф и я

У. Верно. Так давайте посмотрим на слово с точки зрения орфографии. Что изучает этот раздел науки о языке?

Д. Орфография изучает правила написания слов.

У. Верно. Орфография буквально означает правописание, то есть правильное, соответствующее нормам письмо. Как проверить написание данного слова?

Д, Первую безударную гласную проверяем словами добр, добренький, вторую безударную гласную — словом добро.

 

У. Приведите примеры слов, где встречается безударная гласная в корне.

Выслушиваются ответы детей.

 

На доску прикрепляются  карточка:

 Морфология

- Что исследует раздел морфология?

Д. Морфология - это  раздел грамматики, изучающий грамматические свойства  слов.

У. Какой частью речи слово доброта?

Д. Существительным.

У. Посмотрите на схёму разбора имени существительного и выполните разбор в тетради.

 Один ученик работает  у доски.

Доброта - имя сущ. предмет.

1. Н.ф. - {Что?) доброта.

2. Постоянные признаки:

- нарицательное;

- неодушевленное;

- женский род;

- 1-е склонение.

3. Непостоянные признаки:

- ед. ч. (употребляется   только в  форме единственного числа, так как это отвлечённое  имя существительное).

Га доску прикрепляется карточка:

С и н т а к с и с

-  Что рассматривает синтаксис?

Д. Синтаксис - это наука о языке, которая рассматривает, как слово взаимодействует с другими словами в предложении.

У. Бывают люди, которым не даются науки. Бывают люди не очень ловкие и сообразительные. Но  это  совсем не означает, что они глупее других. У каждого человека - свои достоинства. Кому- то прекрасно дается учеба. У кого-то отлично получается любая ручная работа. Кто-то превосходно чувствует людей и их настроение, умеет помочь и утешить. Кто-то мудр своей добротой. Никого не нужно считать глупее себя, ни над кем не надо смеяться и ни о ком злословить. Вы прочитали на уроках  внеклассного чтения много книг о добрых людях и добрых поступках.

Сейчас я бы хотела, чтобы вы послушали короткую легенду о старом плаще.

 

 Рассказывает заранее подготовленный ученик.

 Д.  Жили три брата: ученый, врач и почтальон по имени Марко. Учёный и врач были людми талантливыми, настойчивыми и честными.   И вскоре они стали уважаемыми и известными людьми. Почтальон не имел особенных.талантов,но был человеком  необычайной доброты. Его уважали и любили. Для каждого находились у него доброе слово и улыбка. Малыши всегда могли отыскать в необъятном кармане его старого плаща конфету или пряник