Цель: Закрепить умение выполнять сложение, вычитание десятичных дробей, умножать и делить десятичные дроби на натуральное число.
Задачи: 1.Развитие познавательного интереса учащихся.
2. Развитие внимания.
3. Формирование взаимоподдержки и ответственности.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Разминка.
Вопрос 1
Какой раздел математики, мы изучаем на уроках в
5 классе?
Чтобы ответить на этот вопрос ,мы должны выполнить
следующее задание.
Вычисли устно
Решаем устно примеры на сложение и вычитание десятичных дробей.
У каждого на столе карточки с ответами.
Тот ученик, у которого карточка с правильным ответом поднимает карточку и показывает ответ.
Затем магнитом прикрепляет её к доске, повернув обратной стороной, на которой написана буква, к зрителям.
1) 1,8 + 2,5 = 4,3 А
2) 2,5 – 1,6 = 0,9 Р
3) 0,63 + 0,17 = 0,8 И
4) 0,47 – 0,27 = 0,2 Ф
5) 0,55 + 0,45 = 1 М
6) 3,4 – 0,2 = 3,2 Е
7) 5 + 0,35 = 5,35 Т
8) 4-1,82 = 2,18 И
9) 0,57 + 3 = 3,57 К
10) 1 –0, 45= 0,55 А
АРИФМЕТИКА (от греч. arithmos число),
часть математики; изучает простейшие свойства
чисел, в первую очередь натуральных (целых положительных) и дробных, и действия над ними.
3.Эстафета.
Вопрос 2
Кто создатель первого в нашей стране учебника «Арифметики»?
Ответить на этот вопрос нам поможет следующее задание.
Правила эстафеты:
Решаем примеры на умножение и деление десятичной дроби на натуральное число.
Для каждого ряда на доске записаны примеры.
Учащиеся по очереди выходят к доске, решают пример , записывают ответ и букву или слог соответствующий ответу на карточке, буквы ищут на лепестках цветка.
1 ряд
а) 13,6 * 4 = 54,4
б) 24,6 / 3 = 8,2
в) 2,75 * 4 = 11
г) 0,08 / 2 = 0,04
д) 6 * 0,5 = 3
е) 1,75 / 7 = 0,25
2 ряд
а) 6,8 * 8 = 54,4
б) 16,4 / 2 = 8,2
в) 5,5 * 2 = 11
г) 0,12 / 3 = 0,04
д) 5 *0,6 = 3
е) 1,5 / 6 = 0,25
3 ряд
а) 27,2 * 2 = 54,4
б) 32,8 / 4 = 8,2
в) 1,375 * 8 = 11
г) 0,16 / 4 = 0,04
д)2 * 1,5 = 3
е) 2,25 / 9 = 0,25

МАГНИЦКИЙ Леонтий Филиппович (1669-1739).
Российский преподаватель математики в Школе математических и навигацких наук в Москве (с 1701), автор первого русского печатного руководства «Арифметика...» (1703) — энциклопедии математических знаний того времени.
Титульный лист «Арифметики» Магницкого.


Эстафета
1 ряд
№ |
Пример |
Ответ |
Буква или слог |
а) |
13,6 4 |
|
|
б) |
24,6 3 |
|
|
в) |
2,75 4 |
|
|
г) |
0,08 2 |
|
|
д) |
6 0,5 |
|
|
е) |
1,75 7 |
|
|
Эстафета
2 ряд
№ |
Пример |
Ответ |
Буква или слог |
а) |
6,8 8 |
|
|
б) |
16,4 2 |
|
|
в) |
5,5 2 |
|
|
г) |
0,12 3 |
|
|
д) |
5 0,6 |
|
|
е) |
1,5 6 |
|
|
Эстафета
3 ряд
№ |
Пример |
Ответ |
Буква или слог |
а) |
27,2 2 |
|
|
б) |
32,8 4 |
|
|
в) |
1,375 8 |
|
|
г) |
0,16 4 |
|
|
д) |
2 1,5 |
|
|
е) |
2,25 9 |
|
|
4.Основная часть.
Решение уравнений.
Вопрос 3.
Почему именно дроби со знаменателями 10,100,1000 и т.д. выделили из всех обыкновенных дробей и дали им особое название «Десятичные дроби»?
И как эти дроби называли раньше в «Арифметике» Магницкого?
Ответить на этот вопрос нам поможет следующее задание.
Решите уравнения:
Решите уравнения, записанные на доске.
Первый, кто решит одно из уравнений , в таблице на компьютере ищет получившийся ответ.
Поднимает руку и сообщает учителю слог который соответствует правильному ответу.
Затем выходит и записывает решение на доске.
Уравнения:
1)13,4 – 2х = 7,8 2)х +х + 13,8 = 14,4
2Х = 13,4 -7,8 2 х = 14,4 – 13,8
2Х = 5,6 2 х = 0,6
Х = 2,8 х = 0,3
3) 35х - х = 246,5 4) 5х + 15х = 165
Х = 246,5 / 34 20х = 265
Х = 7,25 х = 165 / 20
Х = 8,25
ци |
ма |
не |
ль |
де |
ся |
2,8 |
0,3 |
8,244 |
7,25 |
8,25 |
2,5 |
Правильные
ответы:
1 |
2,8 |
ци |
2 |
0,3 |
ма |
3 |
7,25 |
ль |
4 |
8,25 |
де |
Составь из полученных слогов слово: ци, ма, ль, де.
Децималь
Десятичные дроби представляют вид систематических дробей, которые в настоящее время получили особое значение в связи с принятой метрической системой мер и весов, соответствующей десятичной системе счисления.
В России учение о десятичных дробях изложил Магницкий в первом учебнике математики «Арифметика», тогда они назывались « Децимали» от лат.
( decima десятая). спец. Десятичный; связанный с числом 10.
Домашнее задание.
Подумай
Задание 1.
Витя Верхоглядкин записал в тетради число 7. Потом умножил его на некоторое другое число. К его удивлению, в произведении получилось число меньше 7. Может ли такое быть?
Ответ: 7 * 0,2 = 1,4
Задание 2.
Дедушку Вити Верхоглядкина спросили:
-Сколько вам лет?
-Порядочно, - ответил он.- Я старше некоторых своих
родственников в 600 раз.
Возможно ли это?
Ответ: Да, если родственник – младенец. Пусть, например, ему 0,1 года(т.е. 1.2 месяца), тогда
0,1 * 600 = 60 (лет)
Задание 3.
Витя Верхоглядкин сравнивая произведения чисел, поставил знак больше. Правильно ли он сделал?
2*3,43*0,6 > 4*3,42*0,3
Ответ: Да.
2*0.6 = 4*0.3
3,43 > 3,42