Неуспеваемость учащихся - систематическое отставание обучающихся в уровне усвоения содержания образования по сравнению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами, в результате которых дальнейшее полноценное обучение становится невозможным. Неуспевающие ученики плохо усваивают школьный материал, не справляются с классными и домашними заданиями, теряют интерес к занятиям. Отсутствие своевременной помощи приводит к изменениям в личности ребенка. У школьников возникает негативное отношение к учению и учителю. В конечном итоге они начинают себя хуже вести, дезорганизуют класс, нередко бросают школу и пополняют ряды так называемых трудных подростков.
Неуспеваемость учащихся возникает в силу внутренних и внешних причин, неблагоприятных социально-экономических условий жизни, недостаточной квалификации учителей, просчетов в организации учебно-воспитательного процесса, отсутствия индивидуального подхода к детям, перегрузки учащихся и других факторов. Наряду с социальными причинами на успеваемость школьников также оказывают влияние различного рода нарушения в деятельности анализаторов (снижение слуха, зрения, речи), наследственные, врожденные и приобретенные заболевания, отставание в физическом и умственном развитии.
Что должен сделать педагог, чтобы добиться высокой успеваемости у всех учащихся, получить результаты, соответствующие поставленным целям и задачам обучения?
Прежде всего, необходимо выявить факторы, причины и условия, оказывающие отрицательное влияние на успеваемость школьников, определить методы и формы их устранения.
Для предупреждения неуспеваемости необходима система дидактических мер, направленная на усиление дифференцированного, индивидуального подхода, учет особенностей каждого ученика. Когда речь идет об организации учебно-воспитательного процесса, формах преодоления неуспеваемости, можно рекомендовать различные методы обучения, группировать учащихся по уровню подготовленности в классы выравнивания (коррекционные классы), способностям, интересам, индивидуальным особенностям или другим признакам.
Интеллектуальная и вся познавательная деятельность тесно связана с функциями мозга, состоянием сенсорных функций, здоровьем человека.
Генетические, внутриутробные и постнатальные заболевания, которые затрагивают функции мозга, отражаются на развитии интеллекта и всей познавательной деятельности детей, приводят их к значительному отставанию в развитии. Такие дети нуждаются в специальном обучении.
Наряду с социальными факторами на успеваемость учащихся оказывают влияние специфические возрастные моменты, особенности физического и психического развития. Известно, что наименьшее число успевающих приходится на пятые, шестые и девятые классы. Эта тенденция характерна для многих стран и, очевидно, отражает некоторые общие закономерности. Медико-биологические и психологические исследования школьников позволили предположить, что на снижении школьной успеваемости в младшем подростковом и раннем юношеском возрасте сказываются специфические возрастные моменты. В частности, в этот период отмечается замедление темпов роста, качества интенсивности умственной деятельности, повышаются утомляемость и возбудимость нервной системы. Особенности протекания психических процессов, индивидуально-типологические свойства нервной системы детей сказываются на успеваемости. Индивидуальные особенности учебных действий, психофизиологических реакций и состояний учебной деятельности зависят от общего типа нервной системы и темперамента. Ученики со слабым возбудительным процессом медленно работают, делают больше ошибок по невнимательности, быстрее утомляются, дают более низкие показатели в контрольной работе, вследствие нервно-психического перенапряжения на плохие отметки реагируют длительной депрессией. В то же время их речь более эмоциональна и образна, они более склонны к сопереживанию.
Успеваемость и дисциплина учащихся не зависят от типа нервной системы и темперамента в тех случаях, когда учитель применяет разнообразные приемы и методы. Нет учеников, которые по особенностям темперамента были бы неспособны к обучению. Но положительный эффект достигается лишь в тех случаях, когда применяемые методы обучения и воспитания соответствуют индивидуальным особенностям каждого ученика.
Одной из очень серьёзных школьных проблем на пути повышения качества обучения до сих пор остаётся формирование прочных навыков грамотного письма. Известно, что любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности, является результатом многократных действий, легче вырабатывается в эмоционально благоприятной обстановке и при постоянном самоконтроле и самоанализе умственных действий. С Учётом этих условий и следует искать пути решения «орфографических» проблем.
Одним из приёмов повышения грамотности является усиление произвольности психических процессов, развитие внутреннего плана действий и рефлексии. Подобная работа учителя создаёт возможности для осуществления контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных действий самими школьниками.
Самоконтроль и самоанализ, например, способствуют продуктивному усвоению правописания трудных слов при индивидуальной работе с ними. Использование различных видов работы над словарными словами, упражнений, основанных на анализе и сравнении, всегда даёт положительные результаты. Место каждого вида упражнения должно определяться психологическими особенностями усвоения материала и той умственной работой, которую производят учащиеся.
Рассмотрим некоторые эффективные приёмы самоконтроля и самоанализа, помогающие в работе по усвоению правописания словарных слов. По результатам собственной деятельности у школьников появляется возможность осуществить самодиагностику уровня письменной грамотности.
В результате подобной работы у ребят вырабатываются терпение, ответственность и самостоятельность.
Смысл задания каждого упражнения заключается в том, чтобы расшифровать слова, записанные справа, путём установления соответствия со словами из левого столбика и проверить правописание каждой буквы искомого слова.
Упражнение 1.
1 |
Расчёт |
П..ц..нт |
2 |
Прививка |
Фл..маст..р |
3 |
Фломастер |
Пр..ро..а |
4 |
Чемпион |
Ч..мп..он |
5 |
Пациент |
Ра..и..яние |
6 |
Соревнование |
Пр..ви..ка |
7 |
Температура |
Ра..чё.. |
8 |
Творение |
Сор..вн..вание |
9 |
Природа |
ТВ..о..рен..е |
10 |
Расстояние |
Т..мп..р..тура |
Упражнение 2.
1 |
Одиннадцать |
Сиойтыпият |
2 |
Пятимиллионный |
Чепекартыхайнт |
3 |
Собирательный |
Седпьятят |
4 |
Преодолевать |
Переводалоть |
5 |
Пятьдесят |
Барительнысой |
6 |
Четырёхкратный |
Милонылийнятип |
7 |
Пятисотый |
Даниодонацать |
Одна из наиболее распространённых причин неуспеваемости – это плохая память. На уроках русского языка нашим ученикам нужны разные виды памяти – зрительная, слуховая, рукодвигательная. В течение учебного года ученики постоянно пишут словарные диктанты, выполняя домашние задания, они также задумываются над правильным написанием непроверяемых слов, и, наконец, словарные слова включены в экзаменационные задания.. Нашим ученикам к тому же нужно не только запомнить написание словарных, непроверяемых слов, но также знать их произношение, поставить правильное ударение. Без тренировок не обойтись.
Как же развивать память на слова?
Обычный совет – нужно больше читать! Но, увы, наши ученики сейчас больше заняты компьютером и телевизором, не слишком «обременяют» себя чтением. И когда читают, им важнее не то, как пишутся слова, а то, о чём рассказывается в книжке.
Как проводится тренировка памяти?
Список словарных слов висит в течение длительного времени на доске (стенде). Потом этот список снимается и предлагается записать запомнившиеся слова. При выполнении этих заданий развиваются три вида памяти и наблюдательность учащихся.
На своих уроках использую алгоритмы. При объяснении нового материала на доске составляется алгоритм, например:
ТИПЫ РЕЧИ
Описание Повествование Рассуждение
(об одновременных (о последовательных (о причинах свойств
признаках) действиях) и явлений)
Такие алгоритмы помогают слабоуспевающим ученикам зрительно запомнить новый материал.
Одна из наиболее распространённых мер преодоления неуспеваемости – это организация дополнительных занятий с отстающими во внеурочное время.
В своей работе со слабоуспевающими учениками акцентирую своё внимание на:
- контроле усвоения материала учениками, пропустившими уроки;
- проверке в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала;
- порядке выполнения домашней работы;
- оказании помощи ученикам в работе, всемерно развивая их самостоятельность.
Учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ№1 г.Сковородино Колесникова О.В.