Обновление содержания филологического образования происходит в условиях модернизации образования, главной целью которого является достижение нового качества общеобразовательной подготовки школьников. Это требует совершенствования структуры общего образования; разгрузки программ и учебников от избыточной информации; обеспечение условий, способствующих сохранению здоровья школьников; использование в образовательном процессе современных информационных технологий; введение профильного обучения; применение программ элективных курсов.
В связи с этим возрастает потребность в учителях-словесниках, владеющих информационными технологиями, умеющих проектировать, моделировать новые идеи и направления в школьной практике преподавания, обладающего образованностью и культурной знаний.
Применение информационных технологий в преподавании русского языка на данном этапе модернизации образования - это не дань моде, а необходимость, т.к. они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес как к урокам русского языка, так и к надпредметным * занятиям; активизируют познавательную деятельность учащихся.
Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется (пусть внешняя) мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету русского языка. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения.
Я убеждена, что задача каждого учителя-словесника - сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным.
В рамках достижения нового качества подготовки школьников по русскому языку я активно внедряю в учебный процесс и в надпредметную деятельность современные проектные и информационные технологии, а также технологии «Дебаты», «Развитие критического мышления».
В моем кабинете русского языка в 2007 году были установлен компьютер. Пока, к сожалению, только один, но я очень надеюсь, что в ближайшем будущем их количество увеличится. Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, на занятиях элективного курса «Деловой русский язык», во внеклассной работе по русскому языку и литературе, в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты ( правда, этот вид общения осуществляется мной через домашний компьютер, т.к. в моем классе пока не подключен Интернет ).
1. Компьютер в урочной деятельности можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различив^ функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.
С какой целью я применяю компьютер на уроках?
Во-первых, для того, чтобы решать практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:
- формирование прочных'орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- обогащение словарного запаса;
- овладение нормами литературного языка;
- знание лингвистических и литературоведческих терминов;
- формирование общеучебных умений и навыков.
Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность . быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает или не знает предмета обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.
В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы и учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе. Их в настоящее время создано достаточно много.
А еще применение компьютера помогает мне осуществлять разноуровневое обучение. Пока планирую такой вариант (дети, менее успевающие) выполняют задание по учебнику, 2-й вариант ( сильные ученики) работают с различными программами (1С Русский язык, Фраза, тестовые материалы в компьютерной версии тематического приложения газеты «Русский язык» издательского дома 1 СЕНТЯБРЯ и др.).
Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют мне как учителю-словеснику одновременно решать ряд проблем: ' • помогают повысить уровень своих знаний;
• повысить интерес учащихся к предмету;
• повысить успеваемость и качество знаний учащихся; ; сэкономить время на опрос учащихся;
•дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях.
Планирую использовать «Уроки Кирилла и Мефодия» как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, где компьютер тоже становится незаменимым помощником. Уроки с использованием этих программ всегда интересны и, самое главное, предоставляют широкие возможности для расширения культурного кругозора.
Во внеурочное время саршеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия, дидактический материал.
Я убедилась, что использование ПК на уроках и надпредметной деятельности дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на